загадки и тайны человечества

www.ufolog.net.ru загадки и тайны человечества
Чтение RSS

Змея

Однажды вечером сидели у костра братья-сироты, у которых Урал-камень и родителей отнял, и самим счастья не дал: ну нипочем не было им удачи в рудном деле. Наловили братья рыбки, сварили уху. Только начали хлебать, вышел на огонек странный человек. В золотую парчу с ног до головы облачен, и пояс у него с узорами, и шапка богатая желтая, и сапоги красные, — а сам от голода шатается, еле ноги переставляет. Не пожалели братья для нечаянного гостя ухи, не пожалели краюшки хлеба. Потом и про жизнь свою несчастливую рассказали. Встал человек, ударился оземь — и тут же превратился в превеликого змея.

— Идите за мной! — просвистел змей человеческим голосом и пополз вперед. Остановился у старой березы, повернул желтую голову:
— Заприметили место? Тут и копайте. Хватит вам в сиротах бедствовать. А за ушицу — спасибо.

Сказал это — и пропал, словно его и не было. Братья стали копать на том месте и тотчас наткнулись на две золотые жилы. И поняли они, что повстречался им сам Великий Полоз, змея «подземельная», которая сторожит золотые жилы, драгоценные камни, клады. Раз в сто лет выходит он из недр Урал-камня и испытывает людей на доброту. Кто испытание выдержит — тем Великий Полоз разбогатеть помогает.

Змея


Место это, что хорошо известно всем жителям Татарской земли, с давних пор было змеиным гнездом. Жили здесь, в гнезде, разные змеи, и был среди них один змей, огромный и страшный, с двумя головами: одна голова змеиная, другая воловья. Одной головой он пожирал людей, и зверей, и скот, а другой ел траву. А иные змеи разного вида лежали возле него и жили вместе с ним. Из-за свиста змеиного и смрада не могли жить вблизи того места люди, и если кому-либо поблизости от него лежал путь, обходили его стороной или другой дорогой.

Царь татарский Саин много дней смотрел на то место, обходил его, любуясь, и не мог придумать, как бы изгнать змея из его гнезда, чтобы поставить здесь город, большой, крепкий и славный. И нашелся в селе один волхв. «Я, — сказал он, — царь, уморю змея и место очищу».

Царь же был рад и обещал хорошо наградить его, если он это сделает. И собрал чародей волшебством и чародейством своим всех живущих в том месте змей — от малых до великих — вокруг большого змея в одну громадную кучу и провел вокруг них черту, чтобы не вылезла за нее ни одна змея. И бесовским действом всех умертвил. И обложил их со всех сторон сеном, и тростником, и деревом, и сухим лозняком, поливая все это серою и смолою, и поджег их, и спалил огнем. И загорелись все змеи, большие и малые, так что распространился от этого сильный смрад змеиный на всей той земле, предвещая грядущее зло от окаянного царя — мерзкую тину его проклятой сарацинской веры. Многие же воины его, находившиеся вблизи того места, от сильного змеиного смрада умерли, и кони, и верблюды его многие пали.

И, очистив таким образом это место, поставил царь Саин там город Казань, что означает Котел золотое дно. После того царя Саина другие цари-кровопийцы, губители Русской земли, царствовали в Казани многие годы».

Змея


В народном воображении змея, как правило, является живым олицетворением всего нечистого, возбуждающего смешанное с ужасом отвращение, всего злого, лукавого, вредоносного. «Змея умирает, а все зелье хватает!» — отзывается народ наш о злых, жадных до неправедной наживы людях; «Сколько змею ни держать, а беды от нее ждать!» — о лукавых; «Выкормил змейку на свою шейку!», «Отогрел змею за пазухой!» — о черной неблагодарности.

Видит наблюдательный русский краснослов рядом с собой льстеца-притворщика — и про того готова у него живая речь: «Льстец под словами — змей под цветами!», «Глядит — что змея из-за пазухи!» — обмолвилась народная Русь про смотрящего исподлобья, не в меру подозрительного человека.

Нет для народного сердца ничего хуже лихой клеветы: «Клевета-змея из-под куста укусит!», «У клеветы жало змеиное!» и т.д. Но, по народному же слову, клеветнический навет больней жала змеиного: «Змею завидишь — обойдешь, клевету заслышишь — не уйдешь!» Сродни этому выражению мудрости и такие меткие изречения, как «Лучше жить со змеей, чем со злою женой!», «Сваха лукавая — змея семиглавая!», «Недобрый сват — змее родной брат!»

В стародавние годы, гласит предание, было по всей округе всякого гада ползучего многое множество, кишмя кишели змеи-гадюки: ни проходу, ни проезду по дорогам от их змеиной лихости не было. Давно это было — не запомнят и деды наших прадедов. Лютовал змеиный род, нагонял страхи и на Русь, и на нерусь — чудь белоглазую; да послал бог доброго человека знающего: заклял он их единым словом на веки вечные.

«Змея Медяница! — гласит один такой заговор. — Зачем ты, всем змеям старшая и большая, делаешь такие изъяны, кусаешь добрых людей? Собери ты своих теток и дядек, сестер и братьев, всех родных и чужих, вынь свое жало из греховного тела у раба божьего (имярек). А если ты не вынешь своего жала, то нашлю на тебя грозную тучу, каменьем тебя побьет, молнией пожжет. От грозной тучи нигде ты не укроешься: ни под землею, ни под межою, ни в поле, ни под колодою, ни в траве, ни в сырых борах, ни в темных лесах, ни в оврагах, ни в ямах, ни в дубах, ни в норах. Сниму я с тебя двенадцать шкур с разными шкурами, сожгу самое тебя, развею по чистому полю. Слово мое крепкое-лепкое, не пройдет ни в век, ни вовек!..»

Суеверные люди приписывали змеям силу чар в различных случаях жизни, но более всего верили в любовный приворот с помощью этих чар. Так, по совету знахарей, хаживали они в лес, разыскивали там гадюку. Найдя, они заранее заговоренною палкой-рогулькою должны были прижать змею к земле и продеть через змеиные глаза иголку с ниткою.

При этом обязательно должно было произносить слова:

«Змея, змея! Как тебе жалко своих глаз, так чтобы раба божия (имярек) любила меня и жалела!» По возвращении домой надо было поскорее продеть платье приглянувшейся красной девицы этой иголкою, но тайно от всех, а от нее — Если удастся проделать все это — любовь приворожена навеки.

Другие знахари подавали совет: убить змею, вытопить из нее сало, сделать из сала свечку и зажигать ее всякий раз, когда замечаешь остуду у любимого человека. «Сгорит змеиная свеча, и любовь погаснет — ищи другую!» — приговаривали ведуны. По народным поверьям, «луговая» змея может исцелить даже смертельно больного человека. Для этого она трижды забирается внутрь страдальца и «выносит» на свет божий болезнь. Также для сбережения от лихорадок крестьяне носят на шее шкурку змеи или ужа, а то и целое ожерелье из змеиных голов. Чтобы защититься от порчи, привязывают к шейному кресту голову убитой змеи, в ладанки и мешочки с оберегами зашивают лоскуток змеиной кожи. Говорят, что человека с таким талисманом все будут любить и желать ему только добра.

В народных преданиях упоминаются и безусловно добрые змеи. Это и уральский Великий Полоз, и некая змея-деньгоносица, которая помогает разбогатеть тем, кого любит, и дворовая змея, в которую воплощается домовой или дворовой — дух—охранитель дома. Белая змея, главная над ними всеми (ее еще называют змея Скарапея) может научить человека постижению тайн природы, а убивший ее начинает понимать язык птиц и зверей.

Встреча со змеей — предзнаменование каких-то необыкновенных событий. Увидеть змею, ползущую со двора, — к беде, во двор — к радости. Встреченную на улице, во дворе или в доме змею убивать нельзя, потому что это домовой принял ее образ, а потом может отомстить: пожар наслать или уморить кого-нибудь из домашних.

Считалось, что в доме непременно должны жить уж либо ящерица — для большего прибытку. Убивать этих пресмыкающихся считалось большим грехом, ибо они безобидны.

Ужа в древние времена вообще почитали как бога врачевания. Статуя этого бога изображалась в виде громадного ужа с открытой пастью, из которой торчал серебряный язык, и в значительных храмах на нем было навешано столько жертв, что под ними исчезала не только его кожа, но и все формы ужа, а у подножия его еще лежали горы даров, которыми покупали у него здоровье. Из-за того, что уж, как и все змеи, ежегодно обновляет кожу, он считался бессмертным. У балтийских славян существовало поверье, что УЖ женился на девушке, которая родила ему двух сыновей и дочь. Но ее братья убили Ужа косой, и тогда боги превратили его жену в Ель, старшего сына сделали Дубом, среднего — Ясенем, а дочь превратилась в Осину.

Впрочем, большинство змей отнюдь не спешат делать добро людям. Так, змея медяница, которая охраняет земные клады, делается особенно опасной в ночь на Ивана Купалу, когда все кладоискатели пускаются в путь в поисках удачи. Она бросается на человека, словно стрела, выпущенная из лука, и укус ее в эту чародейную ночь смертелен.

Наиболее разумные люди убивать змей не советуют ни в коем случае — из опасения, что это навлечет на человека несчастья. УЖ больно загадочное существо! От них лучше убежать или отчароваться заговором. Во всяком случае, убитую змею ни за что нельзя вешать на осине — оживет и укусит своего лиходея.

Если змея все-таки укусила человека, она сразу поползет к воде полоскать жало. В старину верили, что надо непременно успеть добежать до воды раньше нее, тогда действие яда приостановится и змея пропадет бесследно. Если надо заночевать в поле или лесу, то лучше оградить это место волосяной веревкой: змея не любит волоса и не переползет через веревку, не приблизится к человеку.

Вообще змей следует остерегаться, особенно тем, кто любит поспать на сырой земле. Знахарям ведомо много случаев, когда змея заползала в рот крепко спящего человека и уютно устраивалась в его желудке. Растяпа начинает потом жестоко хворать, и, чтобы избавиться от «сожительницы», ему придется немало помучиться. Сначала знахари опаивают его молоком до такой степени, чтобы уже «из ушей лилось», а потом подвешивают в бане вверх нога ми и заставляют держать рот открытым. Когда выльется из желудка все молоко, тогда и змея выползет.

У змей есть свои праздники, и в эти дни они очень опасны. Так, на Исаакия (30 мая/12 июня) все они ползут праздновать свои змеиные свадьбы. Боже упаси человеку встать на пути их поезда — живым не уйдет. В этот день в лес лучше вовсе не ходить. Точно так же как и на Вознесенье (14/27 сентября), когда все змеи скрываются под землю. В этот день они собираются кучами в ямах, яругах и пещерах и остаются там на зимовье вместе со своею царицей. Среди них является пресветлый камень Алатыръ, змеи лижут его и с того бывают и сыты, и сильны.

По иным представлениям, они поднимаются по некоему древу в райский сад Ирий — кроме тех, что укусили летом человека и обречены замерзнуть в лесах. Во всяком случае, весь лес в Вознесеньев день предоставлен змеям. После того как листья на березе сплошь пожелтеют, они исчезают до весны. А пробуждаются змеи где на Благовещенье (25 марта/7 апреля), где на Егорьев день (23 апреля/6 мая) — когда начинаются первые грозы.

Змеи почитались (хотя в этом почитании было немало страха) по всему миру. И не зря знак медицины — змея, обвившая чашу.


Поделиться новостью:


Вернуться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Смотрите также связанные новости

Змиулан
Белая Змея
Змей горыныч
Злыдни
Волх Всеславич